Вернуться назад
Выставка Елены Никитиной «Окно в детство»
  • Кто: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
  • Где: Санкт-Петербург, ул. Графтио, 2-Б
  • Когда: 16.04.15 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ506 просмотров
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Выставка в новом пространстве Chaliapin ArtFlat Дома-музея Ф. И. Шаляпина посвящена воспоминаниям о советской эпохе. Художница воссоздает воображаемый город, его дома и улицы, сады и палисадники, его людей, типичные, и столь узнаваемые сцены из советской жизни. Лирический настрой многократно усиливается от осознания того, что многое уже исчезло, что один ландшафт подменен другим, и «былое» осталось лишь в ее картинах. Полотна Елены Никитиной даруют множество ощущений, переживаний, пробуждают приятные воспоминания и поневоле заставляют ощутить себя персонажем и участником действа.

Стиль, в котором написаны картины, называется «Бидермейер». Он возник в Австрии, году в 1815, сразу после военных невзгод, которые хотелось, наверное, скорее оставить в прошлом. Вот и стали писать уютные домашние сцены, любуясь мирным интерьером и радостным заоконным пейзажем. В России этот стиль не получил особого распространения, в отечественном искусстве предпочтение отдавалось критическому реализму, а затем великим экспериментам. Тем интереснее его нечастые проявления в российской художественной практике, и, кажется, близкими по настрою примерами можно назвать ряд работ Елены Никитиной. Но каждый стиль со временем видоизменяется, приобретает нюансы, объединяется с другими стилями. Тут и «наив» — мощнейшее течение ХХ века, тут и русское народное искусство с его ярким многоцветьем, а главное — масса направлений, появившихся при раскрепощении советского искусства в 60-е.

Елена Никитина, ученица замечательного мастера Леонида Васильевича Кабачека, нашла свою неповторимую интонацию, и ее работы, всегда узнаваемые, отражают состояние души художницы. Радостное и простое на первый взгляд, оно многозначно — как фольклор или эпос. Праздники, свадьбы, застолья имеют общинный характер. «Баня» или «Коммуналка», где фигуры расставлены в былинном мерном ритме, весьма далеки от описаний этих же тем у Михаила Зощенко, тоже жителя Сестрорецка, чье творчество художница очень ценит, даже ходит к нему «в гости…». Такие многофигурные композиционные работы, с оттенком доброго юмора, «коллективными отдыхами», отражают емкую цельность личности этого искреннего художника, избравшего для выражения своего мира небольшой и чудесный русский город, называя его своим «окном в детство».

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.