Открытая репетиция концерта «Неизвестная Бразилия»
- Кто: Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки
- Где: Санкт-Петербург, Загородный пр., д.27
- Когда: 28.08.15 (18:00—19:00)
Премьера, Пресс-показ654 просмотра
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Бразильская самба и босса-нова вторглись на территорию джаза в начале 60-х гг. ХХ века. Самба-джаз (samba-jazz) ведет свое начало с выпуска пластинки «Бразилианс» (Brazilliance) 1953 года с участием бразильского гитариста Лауринду Алмейда и северо-американского саксофониста Бада Шанка. Издание этого диска в Бразилии повлекло за собой появление босса-новы и самбы-джаза. Другие источники считают 1971-ый год датой рождения самбы-джаза, когда ансамбль «Устранение рабства» (Abolição) под руководством пианиста Dom Salvador выпустил пластинку «Звук, кровь и раса» (Som, Sangue e Raça).
Отличительной особенностью самбы, как и других видов афроамериканской музыки и танцев, является синкопированный ритм. Характерно использование полиритмии и перекрестных ритмов. Ритмическая полифония создается широким набором ударных инструментов. Синкопированная самба отличается виртуозным исполнением, разработанной мелодией и пульсирующим прерывающимся ритмом. Создателем и лучшим выразителем стиля синкопированной самбы являлся композитор Жералду Перейра (Geraldo Pereira, 1918-1955).
Синкопированная самба оказала сильное влияние на музыкантов босса-новы. Босса нова (bossa nova) – по-русски обозначает «новый стиль». Это новый тренд в линейке самбы. Первоначально выражение «босса-нова» стало употребляться относительно самбы де бреке для обозначения неожиданных импровизационных пауз в музыкальном аккомпанементе при их заполнении комментариями или монологом. Затем этот термин обозначал своеобразную манеру инструментального и вокального исполнения, а позже стал синонимом одного из наиболее известных во всём мире бразильских музыкальных жанров.
Сначала босса-нова подверглась критике за диссонирующие аккорды, свойственные американскому джазу. Поэтика текстов босса-новы характеризируется легковесной меланхолической тематикой, выражаемой посредством «любви, улыбки, цветка». Между тем, как новое музыкальное направление, босса-нова значительно отдалилась от истоков жанра самбы и стала уделом музыкантов-эрудитов.
Наиболее известной во всём мире композицией босса-новы стала песня Тома Жобима «Девушка из Ипанемы» (Гарота де Ипанема) с текстом Винисиуша де Мораеша, написанная в 1962 году. Первая историческая грамзапись «Девушки из Ипанемы» — 1963-го года в исполнении Пери Рибейру (Pery Ribeiro).
В 2015-ом году «Девушке из Ипанемы» исполнилось 52 года! Прообразом героини песни считается Элоиза Пинейру, в то время — 18-летняя девушка из элитного района Ипанема в Рио-де-Жанейро. Каждый день по пути на пляж она проходила мимо популярного кафе «Велозу» (Veloso), где ею любовались постоянные посетители, впоследствии авторы шедевра, Мораеш и Жобим. Эта песня принесла авторам миллионы лицензионных отчислений; Элоиза Пинейру ничего из них не получила. Она пыталась открыть магазин одежды под названием «Девушка из Ипанемы», но наследники соавторов песни подали в суд. Зато теперь бар «Велозу» называется «Девушка с Ипанемы», а улица, на которой он находится, названа именем де Мораеша.
В 1962 году в Нью-Йорке в Карнеги-холл состоялось историческое Шоу Босса-Новы «Bossa Nova - New Brazilian Jazz». Прямая трансляция шла из зала в Бразилию. После этого выступления босса-нова стала модным явлением в музыке и распространилась по всему миру. В наши дни босса-нова продолжает оказывать сильное влияние не только на бразильскую, но и на мировую музыку. В 2009 году бразильский Сенат установил 25 января (день рождения Тома Жобина) «Национальным Днем Босса Новы».
28 августа 2015 года ритмы далекой Бразилии на петербургской сцене исполнит ансамбль «Арс-нова» (фортепиано, контрабас, двойная перкуссия, саксофон, вокал) под управлением Петра Корнева.
Заслуженный артист России Петр Корнев — джазовый пианист, композитор, один из наиболее авторитетных мастеров петербургского мейнстрима. Бессменный пианист в ансамбле джазовой музыки Давида Голощекина. Участник многих отечественных и зарубежных фестивалей. Автор цикла филармонических программ «Галерея корифеев джаза».
В 1984 г. вместе с Михаилом Костюшкиным Петр Корнев создал группу "Арс-нова", к которой позже присоединились Н. Поправко и немецкий барабанщик X. Рюшенбаум. В репертуаре ансамбля джазовая классика и оригинальные авторские композиции Петра Корнева.
Особое место в творчестве Петра Корнева занимает композиторская деятельность. Он автор целого ряда оригинальных сочинений ("Сияние твоих глаз", "Серебряный гигант", "Шесть вопросов", "Человек с контрабасом" и др.). Много времени уделяет преподавательской работе в Университете культуры и искусства, воспитав не одно поколение продолжателей лучших традиций фортепианной джазовой школы Санкт-Петербурга.