Нулевые чтения проекта Федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации»
- Кто: Пресс-служба Общественной палаты РФ
- Где: Москва, Миусская пл. д. 7 стр. 1
- Когда: 01.10.15 (14:00—16:00)
Круглый стол, Заседание559 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Модераторы — председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина, председатель Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.
Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ в июне 2014 года Алтайским краевым Законодательным Собранием. Предварительно законопроект получил поддержку и одобрение Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ.
Ключевая идея законопроекта в том, что особо значимые аграрные регионы, обеспечивающие продовольственную безопасность России, должны получать приоритетную поддержку в рамках государственных программ.
Законопроект приобрел актуальность с введением международных санкций и запретом Россией ввоза импортной продовольственной продукции. Регионы, которые занимают лидирующие позиции по производству сельхозпродукции в стране, должны получать приоритетную, а главное, комплексную государственную поддержку, однако сегодня они оказываются в наименее выгодном положении, считают разработчики законопроекта.
Примером тому является Алтайский край — один из крупнейших аграрных регионов страны. Он занимает первое место в стране по площади пашни (6,5 млн. га), производству муки (более 13% российской муки), производству сыра; второе место по производству крупы, третье место по производству макаронных изделий. В рейтинге регионов России по итогам 2014 года Алтайский край сохранил 4 место по поголовью крупного рогатого скота и 3 место по объемам производства молока и мяса. По итогам 2014 года объем валовой продукции сельского хозяйства края составил более 108,0 млрд. рублей. В 2014 году доля расходов бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составила 6,5% от общих расходов регионального бюджета (в среднем по России — 3,5%). Потребности населения края обеспечены в полном объеме необходимыми продуктами питания, кроме того, за пределы края вывозится 70% мукомольной продукции и жирных сыров, около 40% сливочного масла.
Оказывая государственную поддержку сельскому хозяйству средствами краевого бюджета, регион фактически софинансирует обеспечение продовольствием населения ряда других субъектов. В целом, по экспертной оценке, до половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки уходит за пределы края. При этом, имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получает средств в 3 раза меньше, чем в среднем по России. По этому показателю Алтайский край находится на 79 месте из 85 субъектов РФ. В других крупнейших агарных регионах (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Саратовская область, Волгоградская область, Оренбургская область, Омская область) господдержка на 1 га посевной площади также ниже среднероссийского уровня. В данных регионах сосредоточено 36% пашни страны, около 39% всех посевных площадей сельскохозяйственных культур. На их долю приходится более 26% произведенной валовой продукции сельского хозяйства, здесь проживают около 9 млн сельских жителей (23% сельского населения страны). При этом доля указанных аграрных регионов в общем объеме государственной поддержки из федерального бюджета составила всего 18%, что гораздо ниже их вклада в развитие отрасли.
Недостаток финансирования сельского хозяйства в ведущих аграрных регионах отражается на темпах развития отрасли, ее инвестиционной привлекательности, социальном благополучии.
За последние пять лет сельское население России сократилось на 2% или более чем на 650 тыс. человек. В крупных аграрных регионах, за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, убыль сельского населения идет более быстрыми темпами: в Алтайском крае — почти на 5%, Саратовской и Волгоградской областях — на 4%, в Оренбургской, Ростовской, Волгоградской — в пределах 3%.
Проект федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации», учитывая все изложенные факторы, направлен на обеспечение комплексного подхода к реализации потенциала субъектов РФ с преимущественно аграрной специализацией, создание благоприятных социально-экономических условий сельским труженикам и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
К участию приглашены: представители профильных министерств и ведомств, отраслевых союзов, эксперты.
лш