Открытая репетиция выдающейся темнокожей американской исполнительницы классического спиричуэлса Текоры Роджерс
- Кто: Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки
- Где: Санкт-Петербург, Загородный пр., д.27
- Когда: 24.10.15 (18:00—19:00)
Премьера, Пресс-показ530 просмотров
Список участников:
Приглашаем СМИ. , начало концерта в 19.00.e-mail:
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут (ring shout) - групповой танец поющих в молитве негров. В своей кульминации этот обряд достигает высокого эмоционального накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой. Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэлс, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэлс исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора.
Позже, во второй половине XIX века, возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты. Они были включены в первый сборник негритянских мелодий, который назывался "Песни рабов США" и былт издан 148 лет назад, в 1867 году. Конечно, существует большое различие между чисто народной и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс. После окончания гражданской войны между Севером и Югом и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили некоторое право поступать учиться в институты, при университете Фиска в Нэшвилле, 144 года назад, в 1871 г. был организован первый негритянский вокальный ансамбль "Фиск Джюбили Сингерс", который вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей.
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны из их числа среди джазменов — это "Go Down, Moses", "Nobody Knows The Trouble I've Seen" и "Down By The Riverside", а тeма "When The Saints Go Marching In" попросту является своего рода гимном традиционного джаза.
Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает служить источником вдохновения для всей джазовой традиции в целом. Тому примером фрагменты из оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина, "Концерты священной музыки" Дюка Эллингтона, "Джазовая месса" Лало Шифрина и т.п.
Модификацией спиричуэл в применении к новому веку стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от английского слова "Евангелие" (Gospel). Госпел основывается на евангельских текстах, но отличия этим не исчерпываются. В госпел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике, в характере вокала, исполнителю госпел-сонгов нередко аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют не только специализировавшаяся на них великолепная исполнительница госпел Мэхэлия Джексон, но и джазовые музыканты от Луи Армстронга и Дюка Эллингтона до Хораса Сильвера и Чарли Хэйдена.
Эмоциональность и яркость афроамериканской духовной музыки понятна любому слушателю в мире: эти люди сумели претворить горечь и боль трёхсот лет угнетения и дискриминации в сильнейшее вокальное искусство.
О Текоре Роджерс -- написано много восторженных строк. Ее тёплый, вибрирующий и яркий голос сочетает низкие гортанные и грудные ноты с красивыми высокими звуками, позволяя певице достигать всеобъемлющего уровня мастерства, когда она запросто демонстрирует обширный диапазон своего голоса и наполняет мелодию множеством оттенков и смыслов. Она является яркой представительницей стиля «power jazz», сочетающего энергию госпел и всю сложность джаза.
"Сочетание джазовой легкости, импровизационности со сложнейшими госпеловскими пассажами, которые захватывает дух, пробирает все человеческое нутро,"-- пишет о концерте Текоры Роджерс "Новая Газета".
С большим успехом афроамериканская исполнительница выступала с хором «Чикаго Спиричуэлс» и сольно во Франции, Италии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Сингапуре, Бангкоке, Китае. За свою карьеру певица успела поработать с целым рядом легендарных американских музыкантов – Уилтоном Фельдером, Ронни Лоусом, Джорджем Фриманом и многими другими.
В арсенале певицы – 7 альбомов. Кроме записи альбомов и сольных проектов на чикагском телеканале Текора успешно ведет свое собственное еженедельное шоу, освещающее самые интересные культурные и развлекательные события Чикаго. В 2008 году Текора была приглашена преподавать мастер-классы по госпел в Московском Колледже Импровизационной Музыки и именно тогда началось ее замечательная музыкальная деятельность в Москве и других городах России. В 2014 году певица впервые и очень успешно выступала с проектом «Госпел хор» на сцене Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки.