Вернуться назад
Открытие выставки «Увидеть Париж»
  • Кто: Санкт-Петербурга Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Где: Санкт-Петербург, Английская наб., 44, Особняк Румянцева
  • Когда: 19.11.15 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ361 просмотр
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
На выставке представлены виды Парижа и его пригородов XVII - начала ХХ века в гравюрах, литографиях, открытках и фотографиях из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства и сувенирная продукция с изображениями французской столицы. Выставка не только позволит погрузиться в неповторимую атмосферу Парижа, но и увидеть, как менялся облик города на протяжении нескольких столетий.

Существование в собрании Музея истории Санкт-Петербурга большого количества художественных произведений и предметов с изображениями Парижа, связано с одним из этапов в более чем столетней истории музея. Одним из предшественников ГМИ СПб был открытый в 1918 году в Аничковом дворце Музей Города, экспозиции которого рассказывали о зарождении и развитии мировой урбанистической культуры. Музей целенаправлено собирал изображения крупнейших города мира. Значительная часть этой коллекции сохранилась в фондах ГМИ СПб. На выставке в особняке Румянцева музей впервые показывает в таком объеме часть этого уникального собрания, посвященную Парижу и окрестностям.

Самое раннее по времени создания произведение на выставке – это панорама Парижа в 1620 году, выполненная М. Мерианом старшим в первой половине XVII века. Однако, экспонирующиеся на выставке планы и карты позволяют значительно глубже заглянуть в прошлое Парижа и узнать о топографии города, начиная со времен античной Лютеции. Например, созданные во второй половине XIX века П. Дюжарденом по более ранним гравюрам и планам гелиогравюры «Лютеция или первый план города Парижа по Цезарю, Страбону, императору Юлиану и Аммиану Марцеллину» (с плана 1705 года Н. Деламара), «Париж в 1285 - 1314 годах во время правления Филиппа Красивого» (с плана 1837 года А. Ленуара), «Париж в 1380 году» (с плана 1868 года Г.Леграна) и другие.

Основной комплекс гравюр и литографий на выставке посвящен Парижу XVII-XIX веков. На них можно увидеть знаменитые архитектурные памятники города, как сохранившиеся до нашего времени, так и уже исчезнувшие. По ним можно проследить градостроительные изменения, произошедшие в течении трех столетий. Это появление Елисейских полей и формирование главной градостроительной оси Парижа Лувр–Дефанс, устройство площадей Дофина, Вогезов, Согласия, Бастилии, Звезды, Вандомской и др., создание на месте разрушенных крепостных стен знаменитых парижских Больших бульваров, грандиозные перестройки центра города, предпринятые бароном Ж. Э. Османом, и другие преобразования, оставившие свой след в на карте Парижа.

Отдельного внимания заслуживают две 6-метровые цветные панорамы Больших бульваров и Елисейских полей 1840-х годов, выполненные А. Прово. А также серия офортов, запечатлевших народные гуляния, устроенные в 1745 году в Париже по случаю бракосочетания дофина Людовика и инфанты Марии Терезии Испанской, на которых ярко показана бытовая сторона жизни Парижа.

В разделе, рассказывающем о Париже конца XIХ – начала ХХ века наряду с традиционными гравюрами и литографиями значительное место занимают фотографии и почтовые фотооткрытки. Большой комплекс материалов посвящен проходившим в Париже всемирным выставкам. В том числе Всемирной выставке 1889 года, для которой была сооружена знаменитая башня Г.А.Эйфеля.

Интерактивным дополнением выставки служат установленные оптические приборы – дуоскопы, которые позволяют совместить виды французской столицы, сделанные с одной и той же точки, но в разные времена. А также воссозданный «аттракцион» XVIII столетия – гравюра, на которой можно увидеть дневной и ночной Париж. Эффект смены дня и ночи достигается благодаря подсветке, установленной с обратной стороны гравюры, и особенностям самого графического листа (там, где изображены окна домов, сделаны прорези, которые подклеены с оборота промасленной и раскрашенной бумагой)

На выставке представлены музейные реконструкции, изображающие букинистическую лавку, антикварный салон, галантерейный магазин, которые давно стали неотъемлемой частью парижской городской среды. В одном из залов устроен кинотеатр, напоминающий о первом в мире кинотеатре братьев Люмьер, открытом в Париже в 1895 году. Здесь в режиме нон-стоп демонстрируются 11 первых кинофильмов, в том числе «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота», вызвавший в свое время невероятно бурную реакцию зрителей. Погрузиться в атмосферу города поможет музыкальное сопровождение выставки.

Всемирную славу французской столицы составляют не только достопримечательности самого города, но и великолепные загородные резиденции эпохи Людовика XIV и Людовика XV. Гравюры XVII- XVIII века демонстрируют виды Версаля, замков Марли-ле-Руа, Кланьи, Мёдона, Сен-Мор, Берни и Со. Большинство из них выполнено французским ведутистом Ж. Риго, работавшим в первой половине XVIII века. Эти работы имеют особую историческую ценность, так как многие из изображенных на них дворцов, замков, садов не сохранились до нашего времени.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.