Вернуться назад
Торжественное открытие выставки «Другая Гурченко»
  • Кто: Санкт-петербургский музей театрального и музыкального искусства и Музей-мастерская Людмилы Гурченко (Москва)
  • Где: Санкт-Петербург, ул. Графтио, 2Б, Дом-музей Ф. И. Шаляпина
  • Когда: 16.11.16 (17:00—19:00)
Премьера, Пресс-показ789 просмотров
Список участников:
В церемонии примет участие муж Л. М. Гурченко С. М. Сенин.
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Второй совместный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и московского Музея-мастерской Людмилы Гурченко посвящен пути актрисы к созданию собственного неповторимого стиля, который стал образцом для нескольких поколений советских женщин, поклонниц и подражательниц блистательной кинозвезды. В центре внимания выставки – платья и украшения, которые Людмила Марковна шила и делала сама, а также фотографии, подарки, предметы быта 1950-70-х годов из ее мемориальной квартиры.

Музей-мастерская Людмилы Гурченко начал свою жизнь совсем недавно благодаря стараниям ее мужа С.М.Сенина и нескольких друзей. Он располагается недалеко от Патриарших прудов в Трехпрудном переулке, знакомом многим по стихам и воспоминаниям Марины Цветаевой, на самом последнем этаже бывшего доходного дома. На стене у входа посетителя встречает бронзовая мемориальная доска с надписью: «В этом доме жила Людмила Гурченко».

В музее хранится более восьмисот костюмов, две сотни из которых, в прямом смысле, сделаны руками актрисы. Людмила Марковна не признавала швейной машины, ее орудиями были обыкновенная игла и нитки. Среди экспонатов, представленных на выставке, семейные фотографии, платья, которые Людмила Марковна шила собственноручно, а также платья от известных модельеров К. Диора, В. Юдашкина, которые Гурченко смело видоизменяла, не преклоняясь перед авторитетами. Своими добавлениями она, как правило, обостряла костюм, делая его более экстравагантным, приспосабливая к своему темпераменту. Часто костюм становился для актрисы своеобразной маской. Это была мастерская-лаборатория актрисы, в которой выстраивался тот или иной образ. Большое значение для Людмилы Марковны имели украшения и всевозможные дополнения к костюму. В экспозиции представлены пуговицы всех видов, превращенные ею в оригинальные броши, серьги, пояса, украшенные бисером, вышивкой, перьями. К пуговицам у Людмилы Марковны было особое отношение: когда костюм или платье становились ей неинтересны, она обычно раздавала их, но предварительно обязательно срезала пуговицы. Пуговицы были для нее материалом для фантазий, как краски для художника.

Начало этого дара надо искать в далеком детстве будущей актрисы, когда в оккупированном немцами Харькове у них с матерью появилась соседка по квартире Валентина Сергеевна Радченко: «У тети Вали я научилась кроить «на глаз». Без выкроек. Тетя Валя положит перед собой «материю», чик-чик – и уже через пятнадцать минут идет примерка. А я тут наготове. Держу ножницы, мел, сантиметр. Готова предвосхитить и выполнить малейшее ее желание. И мы обе в упоении мурлыкали «Большой вальс».

Послевоенная жизнь бедна и аскетична. Мода в СССР очень отстает от западной, но и в ней начинают появляться новые веянья. На смену цветастым ситцевым платьям, поверх которых надевались мужеподобные пиджаки с прямыми плечами, начинает внедряться новый женственный силуэт. Такой мы видим Леночку Крылову из «Карнавальной ночи» в исполнении Гурченко (фильм вышел на экраны в 1956 году): «После «Карнавальной ночи» за мной ходили толпы поклонников. У меня было одно серенькое платье – от него буквально отрывали кусочки на память. Посыпались приглашения на концерты. А у меня чулок не было. Я брала у пианистки чулки, и она разворачивала пианино так, чтобы не видели ног». Молодой актрисе надо выглядеть красивой и привлекательной - здесь и пригодился ее азартный экспериментальный дар: «Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера. Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь – все ахают! Где купила? Да так, говорю, случайно досталось, заморское… И все верили. А потом, через время, - хвать от него рукава, а вместо складок – юбку «дудочкой». И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! А одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный».

Страсть к коллекционированию обозначилась в характере Л.М. тоже очень рано: «В дорогом антикварном магазине стоит часами двадцатилетняя девушка. В кармане ни гроша, а она млеет, умирает от красивых вещей. Так вот, на вторую зарплату я купила петровскую жирандоль с многочисленными бусинками, висюльками и лампочками». Она продолжит собирать предметы декоративно-прикладного искусства, в ее коллекции старинные вышивки, фарфор, картины, предметы из уранового стекла - ее гордость. На выставке «Другая Гурченко» зрители увидят эту знаменитую жирандоль, несколько старинных вышивок, а также подарки ее друзей и почитателей таланта. Среди них брошь с приложенным письмом – подарок от М. Л. Ростроповича, кубок рубинового стекла от Е. Р. Рождественской, поясок с золотой и серебряной нитями от Филиппа Киркорова и незатейливая вышивка крестиком от одной из многочисленных поклонниц.

Куратор выставки, старший научный сотрудник мемориально-вещевого Фонда СПБГМТиМИ Галина Погодина цитирует журнал «Экран» от 1995 года: «Людмила Гурченко в отличии от западных, звезда по-российски. Самодельная. Selfmade. Невероятным своим артистическим и выдающимся женским чутьем открыла она и эту небесную механику».

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.