Открытие выставки «Творческие пары. Матюшин и Гуро»
- Кто: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
- Где: Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 10, Музей петербургского авангарда
- Когда: 22.12.16 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ530 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Михаил Васильевич Матюшин (1861—1934) и Елена Генриховна Гуро (1877—1913) — выдающаяся художественная пара, оказавшая значительное влияние на развитие авангардного искусства. Будущие супруги познакомились в начале 1900-х годов в мастерской Я. Ф. Ционглинского. Их брак продлился всего девять лет (в 1913 году Гуро умерла от лейкемии), однако общность художественных идей и творческих поисков сделали этот союз удивительно гармоничным. В 1910-е годы Матюшин и Гуро входили в круг русских футуристов, принимали активное участие в выставках, лекциях, диспутах «нового» искусства. По их инициативе в 1909 году было создано общество художников-новаторов «Союз молодежи» и издательство «Журавль», публиковавшее футуристические книги. Квартира Матюшиных на Песочной, 10 (ныне ул. Профессора Попова) стала одним из центров петербургского авангарда.
Большую часть представленных на выставке произведений составляют пейзажи. Природа занимала особое место в творчестве этой пары. Матюшин и Гуро стали основоположниками органического направления в русском авангарде. В основе их мировоззрения лежало осознание мира как единого органического целого, а одну из главных задач художника они видели в наблюдении природы, изучении ее скрытых свойств. Можно заметить, что супруги обращались к сходным сюжетам: в их работах часто встречаются затерянные в зелени дома, лесные опушки, прибрежные камни, стволы деревьев.
Живя вместе, Матюшин и Гуро часто становились моделями друг для друга. Демонстрируемые на выставке живописные и графические портреты показывают супругов за работой и на отдыхе. Особенно примечателен портрет Гуро, созданный Матюшиным в 1906 году. Свет из окна освещает склонившийся над книгой силуэт молодой женщины, ее лицо неразличимо, однако она безошибочно узнаваема, так точно передан ее образ. Эту часть экспозиции дополняют автопортреты художников, а также фотографии Елены Гуро, выполненные Михаилом Матюшиным.