Вернисаж выставки "Образы Флоры"
- Кто: Государственная Третьяковская галерея
- Где: Москва, Лаврушинский переулок, 10
- Когда: 24.01.17 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ513 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
«Образы Флоры» – один из первых проектов долгосрочной программы камерных выставок из запасников музея в пространстве постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. Подобные показы помогают обогатить представление как об истории отечественного искусства, так и о собрании Галереи. Эти выставки будут демонстрироваться в разных залах Третьяковской галереи, в том числе и в наименее посещаемых, чтобы внести нечто новое, свежее и неожиданное в ставшее привычным за многие десятилетия пространство музея.
В течение многих столетий образы прекрасных женщин были связаны с символикой цветов – неисчерпаемым источником метафор, пронизывающих всю историю европейского искусства. На выставке Флора представлена в окружении картин и скульптур XVIII – середины XIX века из фондов Третьяковской галереи. Цветочные мотивы наделены в них особым смысловым подтекстом. Посланцы Флоры являются атрибутами евангельских персонажей, рождают ассоциации с мифами, выступая зримой метафорой божественной красоты и загадочного женского очарования. Выставка отражает преемственность цветочных иносказаний и их интерпретацию в культуре разных эпох.
«Портрет женщины в образе Флоры» изображает древнеримскую богиню цветов в окружении растений, связанных с весенним пробуждением земли и культом плодородия. Стены грота, где восседает богиня, украшают папоротник и плющ. Папоротник, по народным поверьям, обладает магической силой, а плющ символизирует преданность и долголетие. Правой рукой Флора придерживает цветы жасмина, символ непорочности и божественной любви, на ее коленях лежат анемоны (ветреница), означающие чистоту и искренность. В левой руке богини — цветок аквилегии или водосбора, который, являясь одним из атрибутов Венеры, намекает на чувственную страсть. Схожие по форме с голубем цветы назывались «колумбина» (голубка), благодаря этому в эпоху Возрождения аквилегия олицетворяла Святой Дух и семь христианских добродетелей.Метафорический «язык цветов», наследие Античности и Ренессанса, нашел отражение в творчестве представителей отечественной академической школы. Излюбленной метафорой искусства барокко и классицизма являются розы, один из древнейших символов молодости и женского очарования. С цветущей розой можно сравнить красавицу, запечатленную неизвестным скульптором XVIII века, костюм и прическа которой украшены распускающимися бутонами. Розы подчеркивают аллегорический характер изображения княгини Е.Ф. Долгоруковой, предстающей на портрете кисти И.Б. Лампи в виде древнегреческой богини юности Гебы. В портрете великой княжны Александры Павловны, исполненном В.Л. Боровиковским, розовый венок напоминает об ожидающем девушку брачном венке Гименея.
Романтическую многозначительность приобретают цветочные мотивы в искусстве первой половины и середины XIX века. Лилии и розы, традиционные эмблемы Богородицы, в картине Ф.А. Бруни выступают символом прославления чистоты и женственности. Лозы плюща и винограда — атрибуты древнегреческих нимф и вакханок — придают возвышенный характер элегантному облику героинь на полотнах Т.А. Неффа и И.К. Макарова. В каждом представленном на выставке произведении посланцы Флоры создают нежный образ женщины-цветка