Вечер "Царица русского стиха", посвященный юбилею поэтэссы Мирры Лохвицкой
- Кто: Всемирный клуб петербуржцев и Проект "Возвращение. Серебряный век"
- Где: Санкт-Петербург, Дом Архитектора, Б.Морская, 52
- Когда: 02.12.13 (18:00—21:00)
605 просмотров
Список участников:
Лариса НовосельцеваНиколай Тимофеев-Пландовский
Михаил Червинский
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
В программу "Мирра Лохвицкая: Возвращение с Петербург" вошли стихи Лохвицкой, песни и романсы на ее стихи, а также на стихи Надежды Тэффи, Игоря Северянина, Константина Бальмонта. Поет, читает, рассказывает Лариса Новосельцева. В программе участвует лауреат международных конкурсов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории скрипач Михаил Червинский.
На вечере пойдет речь и о семье Лохвицких, истории ее в XIX-XXI веках, загадках, открытиях, символах, об издании стихов Мирры Лохвицкой. В вечере примет участие Николай Тимофеев-Пландовский, внучатый племянник Мирры Лохвицкой и Надежды Тэффи.
А накануне, в день рождения поэта, в воскресенье 1 декабря, в 13-00 состоится возложение цветов и чтение стихов у восстановленного памятника Мирре Лохвицкой на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры (от входа идти по указателям).
В этом году произошло знаменательное - и оказавшееся неожиданным для всех - событие в жизни Петербурга: памятник поэту, практически разрушенный в XX веке, был воссоздан заново. Оказалось, что сделали это великое дело племянница Мирры Александровны - дочь ее сестры Елены Александровны Лохвицкой-Пландовской, Ирина Владимировна Пландовская и ее сын Николай с женой Натальей, сделали полностью своими силами, за свой счет, без помощи города. Увы, сама Ирина Владимировна чуть-чуть не дожила до открытия памятника - она ушла в декабре прошлого года на 100-м году жизни...
И одна из задач этого вечера - побудить питерцев включиться в процесс возвращения имени и стихов замечательной петербурженки, которая может и должна занять достойное место на небосклоне русской поэзии, удостоиться благодарной памяти земляков. Ее имя должно войти в культурные календари города, достойно быть увековеченным в его топонимике; памятные места, связанные с Лохвицкой, должны войти в круг памятников истории и культуры города, питерских литературных маршрутов. Ее стихи должны звучать, должны издаваться. Необходимо продолжить поиски документов, архивов, судеб людей, связанных с семьей Лохвицких - в городе есть что искать, что исследовать! И было бы великим делом - для памяти поэта, для читателей, для города, для всей русской поэзии -- наконец-то, впервые(!), издать полное собрание произведений Мирры Александровны Лохвицкой. Тем более, что на следующий год, в декабре 2014 года мы будем отмечать 145-летний юбилей поэта. Тем более, что тексты ее стихов, поэм, пьес уже бережно собраны, выверены, снабжены академического уровня комментариями и библиографией - осталось все это издать...
О Мирре Лохвицкой
Мирра Лохвицкая - удивительная поэтесса, которую с полным правом можно считать последней из вершин Золотого века русской поэзии - и одновременно первой вершиной века Серебряного. И этот уникальный сплав "золота" и "серебра", необычайное совершенство и разнообразие формы ее стиха, яркость и смелость его в сочетании с воистину пушкинской солнечностью, легкостью, свежестью - делают ее поэзию настоящим сокровищем русской литературы.
Мирра Лохвицкая в 1890-е годы была необычайно популярной, первой среди женщин-поэтов удостоена Пушкинской премии, издала 5 поэтических сборников (а вторая Пушкинская премия была ей присуждена за шестой, посмертный сборник стихов). Именно с Пушкиным сравнивали критики и литераторы конца XIX века поэтический дар Лохвицкой. Тогда, на заре Серебряного века, еще до Блока, Россия зачитывалась Бальмонтом - и Лохвицкой, а вернее сказать - Лохвицкой и Бальмонтом. Лохвицкая приобрела известность раньше, и, как выяснили новейшие исследования, многие новации, открытия Мирры Лохвицкой в ритмике, в форме стиха, новые пути, открытые ею как в любовной лирике, так и в духовной поэзии, были затем восприняты, использованы Бальмонтом, а за ним и другими... Однако после ранней смерти Мирры Александровны в 1905 году ее имя, ее стихи были забыты почти на 100 лет, забыты несправедливо и необъяснимо - и лишь в 1990-е годы началось ее возвращение. И это возвращение уже сегодня заставляет по-новому взглянуть на истоки, историю Серебряного века, взаимное положение его вершин.
К российскому читателю имя Лохвицкой возвращается сегодня благодаря исследованиям, публикациям, книгам Т.Л.Александровой, а также созданному Татьяной Львовной замечательному сайту www.mirrelia.ru . На этом сайте собрано буквально все о Мирре Лохвицкой. Здесь и подробная биография, и полная доступная на сегодня библиография, воспоминания, прижизненные статьи и рецензии, переписка и, самое главное, — практически полное собрание стихотворений Мирры Александровны: пять томов ее прижизненного собрания, посмертный сборник «Перед закатом» и стихотворения, не вошедшие в сборники, собранные по журнальным публикациям и архивам... (плюс еще краткие комментарии составителя и ассоциативные гиперссылки от многих стихотворений).
Именно благодаря mirrelia.ru по-настоящему открыли для себя поэзию Лохвицкой авторы проекта "Возвращение. Серебряный век" - и с тех пор, уже больше трех лет, стараются помочь этому начавшемуся возвращению. Первые песни и романсы на стихи Лохвицкой были написаны в 2010 году, ее стихи и песни включались во многие программы и выступления проекта, входили в сборники романсов, в теле- и радиопрограммы. В феврале 2012 г. была проведена большая программа, посвященная сестрам Лохвицким, Мирре и Надежде (Тэффи) (Москва, ВГБИЛ им. Рудомино) и подготовлен диск "Мирра. Надежда. Любовь..." песен на их стихи (10 - Мирры и 9 - Надежды). В декабре 2012 г. была проведена трехчасовая программа, уже целиком посвященная Мирре Александровне: "Мирра Лохвицкая. Возвращение" (Москва, Дом русского зарубежья им. Солженицына). Обе программы прошли с аншлагом и показали, как тепло, если не сказать горячо, принимает аудитория поэзию Лохвицкой. Многие слушатели говорят и пишут, что имя и стихи Лохвицкой стали для них настоящим открытием (а вчера это получило лишнее подтверждение: в маленьких анкетах проекта, которые желающие заполняли на вечере в РГБ, в графе "Ваши открытия" - имя Лохвицкой называлось чаще всех других поэтов, причем с заметным отрывом)
Сейчас уже готов диск DVD с полной видеозаписью программы 2012 г. в Доме русского зарубежья (3 часа 08 мин.). Кроме того, к вечеру в Петебурге будет выпущен новый аудиодиск - уже одной Мирры Лохвицкой, без Тэффи, содержащий 22 песни на ее стихи (78 мин. звучания). Все эти три диска будут представлены на вечере в Доме Архитектора в Петербурге.
О месте проведения вечера в данном случае следует рассказать отдельно:
Дом Архитектора - памятник архитектуры, представляющий огромную художественную ценность. Он находится в самом центре города недалеко от Исаакиевского собора. Фасад дома с полукруглым эркером, обращённый на улицу Б.Морскую (бывш. Герцена), сохраняет облик архитектурного памятника позднего русского классицизма (1835—36, архитектор А. X. Пель). Во второй половине XIX — начале XX вв. особняк принадлежал председателю Российского Исторического Общества сенатору А. А. Половцову. За неброским его фасадом таится настоящая жемчужина архитектурного искусства - подлинные интерьеры, поражающие роскошью и великолепием. В залах особняка сохранилась вся богатейшая внутренняя отделка (1870 е гг. — Н. Ф. Брюллов, 1880 — начало 1890 х гг. — М. Е. Месмахер), из ценных пород древесины и мрамора, лепка, изумительный наборный паркет, уникальный камин.
Бронзовый зал на втором этаже был последней и самой значительной работой М.Е. Месмахера в особняке Половцова. Он получил свое название благодаря большому количеству бронзы в декоративной отделке. Интерьер зала представляет собой уникальный образец эклектики в архитектуре. Он приобрел славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства в Санкт-Петербурге конца XIX в. Сохранившиеся чертежи свидетельствуют о знании стилей и большом мастерстве архитектора Месмахера как декоратора. Для оформления Бронзового зала архитектор использовал весь арсенал выразительных средств. Бронзовый зал площадью 164,8 кв.м и высотой чуть более 10 м освещается дневным светом, льющимся через световой фонарь-плафон. Причудливый орнамент высоких падуг свода из лепнины с позолотой спускается на изогнутые линии балкона-антресолей. Фигурная решетка антресолей литая, из золоченой бронзы, протянута по всему периметру зала и выходит на антресоли Дубового зала. В Дубовом зале регулярно проходили заседания Российского Исторического Общества. Бронзовый зал предназначался для приемов, обедов, театрализованных представлений. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств. В оформлении стен Бронзового зала также использован разноцветный мрамор. Панно «Музыка» — скульптурная композиция из музыкальных инструментов. «Скульптура» — предметы античного искусства, перевитые виноградной лозой, плодами, лентами, обрамляющими барельефный портрет Месмахера, нижний пояс —- ряд римских цифр, где «1892» — год окончания работ в Бронзовом зале ... (описание с сайта Дома Архитектора);
Добавим от себя: 1892 - это фактически год вступления Мирры Лохвицкой в литературу, начало ее литературной славы. И не исключено, что в следующее десятилетие, в звездные ее годы, ей доводилось бывать, читать стихи в доме Половцова, в этом зале - сохранившемся практически в своем исходном виде. Так что трудно было бы подобрать более достойное, более аутентичное место для возвращения Мирры Александровны в родной город! И за это - глубокая благодарность Всемирному клубу петербуржцев (www.wwclub.spb.ru) и Дирекции Дома Архитектора (www.arcunion.ru).
#тб