Новая модель квалификационного экзамена для аудиторов начнет действовать с 2020 года
В СВЯЗИ С ЧЕМ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ЭКЗАМЕНА?
Сегодня круг задач, выполняемых аудиторами в России и во всем мире, существенно расширился. Это связано с возрастающими требованиями к бизнесу, который проверяют аудиторы, повышением уровня взаимодействия российских и зарубежных компаний, изменением в отечественном и международном законодательстве и рядом других факторов.
Именно поэтому необходимо, чтобы система квалификационной аттестации аудиторских кадров соответствовала вызовам современной экономики, а Единый квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора давал доступ в аудиторскую профессию людям, обладающим высоким уровнем компетенций во всех областях, соответствующих международным стандартам образования аудиторов, а также требованиям российского законодательства в сфере аудиторской деятельности. Экзамен в его нынешнем виде существует с 2011 г. За это время он постоянно совершенствовался, и направляющую роль в изменениях методических подходов к экзамену, безусловно, сыграли рекомендации Совета по аудиторской деятельности, объединяющего компетентных представителей бизнеса — потребителей аудиторских услуг, аудиторской профессии и государственного регулирования.
В 2016 году Правительством РФ были приняты ключевые решения по совершенствованию квалификационного экзамена, приведению его в соответствие с международными стандартами образования в области аудита. На основании Поручения Правительства РФ АНО «ЕАК» приступила к разработке компетентностной модели нового экзамена, которая предполагает в большей мере практикоориентированный подход к оценке компетенций потенциальных аудиторов.
КТО УЧАСТВОВАЛ В РАЗРАБОТКЕ ЭКЗАМЕНА
Разрабатывая новую модель, мы не просто опирались на положительный международный опыт. К реформированию экзамена были привлечены представители профессионального аудиторского сообщества, преподаватели передовых российских вузов — всего более 50 специалистов. Все они внесли важный вклад в формирование нового экзамена — мы учли предложения каждого эксперта, входящего в рабочую группу, услышали голос всех, кто пожелал принять участие в обсуждении предлагаемых принципов формирования и структуры новой модели экзамена. Результатом такой совместной и высокопрофессиональной работы стало одобрение Советом по аудиторской деятельности предложенной АНО «ЕАК» новой модели квалификационного экзамена в феврале 2018 года.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СТРУКТУРЕ НОВОГО ЭКЗАМЕНА
В отличие от действующего экзамена новый будет состоять из 3 уровней: базового, основного и квалификационного. На базовом уровне у претендента будут проверяться его начальные компетенции — ориентированность в профессии, понимание теоретических основ, умение применять базовые знания в решении типовых задач. Данный этап экзамена будет проходить в виде компьютерного тестирования. Претенденту предстоит сдать 5 отдельных модулей: «Основы бухгалтерского учета», «Основы аудиторской деятельности», «Финансы и финансовый анализ», «Основы законодательства РФ», «Основы налогового законодательства РФ». Каждый модуль включает 40 вопросов. Время, отведенное претенденту на ответы, составляет 2 часа.Примечательно, что любой сдающий может сам выбрать дату для записи на этот этап экзамена. Сдавать можно как по одному, так и по несколько модулей в один день. Приятным новшеством станет и то, что претендентам теперь не придется ждать набора группы: этот этап экзамена может сдаваться индивидуально. Важнейшим новшеством стало то, что выпускники вузов, получившие профильное образование или прошедшие специальные программы обучения, аккредитованные АНО «ЕАК», смогут рассчитывать на зачет модулей базового уровня экзамена. Основной уровень призван проверить профессиональные компетенции претендента. На этом этапе сдающий демонстрирует углубленное понимание процессов и задач, с которыми сталкивается аудитор в своей работе. Кроме того, для успешного прохождения данного уровня претенденту придется продемонстрировать свои аналитические способности: сравнивать принципиально важные показатели, подбирать наиболее оптимальный сценарий решения той или иной ситуации в каждой области знаний.
Основной уровень сдается в виде письменной работы, с применением компьютера. Испытание включает в себя 6 модулей. Экзаменационная сессия для сдачи основного уровня будет проводиться 2 раза в год в течение 3 дней, претенденту предлагается сдавать по 2 модуля в день. Время на решение заданий одного модуля не превышает 3 часов. Квалификационный уровень — венец всего экзамена, его завершение позволяет получить аттестат аудитора. Он призван комплексно проверить знания и навыки сдающего по всем областям, предложенным в рамках экзамена, а также способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации. Проводится в виде ситуационной задачи, которую претенденту предстоит решить за 4 часа. При этом экзаменационная сессия также будет проводиться 2 раза в год со смещением относительно сессии основного уровня. Планируется, что после успешной сдачи каждого модуля претендент сможет получить соответствующий подтверждающий документ АНО «ЕАК», что позволит привлечь к сдаче экзамена представителей смежных с аудитом профессий — бухгалтеров, внутренних аудиторов и др. Документ станет свидетельством того, что претендент профессионально освоил соответствующую область аттестации, располагает необходимыми компетенциями, и как следствие позволит рассчитывать на преференции со стороны работодателя. Важно понимать, что точный срок начала проведения нового экзамена будет установлен регулятором. В соответствии с планом мероприятий по внедрению нового экзамена предполагается, что это будет в 2020 г. Мы понимаем, что любое масштабное нововведение невозможно без переходного периода. Именно поэтому претенденты, которые начали сдавать экзамен по действующей модели, будут иметь в запасе 2 года после введения новой модели, чтобы завершить его в соответствии с действующим порядком. Что же касается единого аттестата, полученного аудиторами с 2011 года, он останется действующим в рамках законодательства об аудиторской деятельности — в новой модели не предусмотрено дополнительных процедур подтверждения результатов испытания 2011–2020 годов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ В РАМКАХ НОВОГО ЭКЗАМЕНА
Конечно, взаимодействие с учебно-методическими центрами, которые сегодня помогают готовить претендентов, претерпит ряд значимых изменений. Так, мы рассматриваем возможность рекомендации методических материалов, учебных пособий, разрабатываемых УМЦ для подготовки к сдаче экзамена. Впрочем, Комиссия планирует выпускать собственные методические материалы для претендентов. Мы предполагаем, что внедрение новой модели экзамена повлечет повышение качества аудиторской подготовки и процедуры ее оценки в РФ, а также позволит приблизить российский экзамен к международным стандартам.
Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.
ЗАКРЫТЬ
Регулярный дайджест анонсов на завтра от ForSMI.ru
Уважаемый коллега!
Мы стараемся сделать наш ресурс еще более удобным и полезным для Вас.
В этой связи мы хотим Вам предложить ежедневную рассылку анонсов событий
завтрашнего дня. Обычный выпуск такой рассылки выглядит так.
Обратите внимание, в рассылку включены мероприятия, которые планируются
позднее, но аккредитация на них уже началась. Надеемся, что это поможет Вам
в работе и сбережет несколько ценных минут
Хочу получать удобный список анонсов на завтра каждый день
(Всегда можно отписаться в один клик, спам и рекламу не шлем)
В СВЯЗИ С ЧЕМ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ЭКЗАМЕНА?
Сегодня круг задач, выполняемых аудиторами в России и во всем мире, существенно расширился. Это связано с возрастающими требованиями к бизнесу, который проверяют аудиторы, повышением уровня взаимодействия российских и зарубежных компаний, изменением в отечественном и международном законодательстве и рядом других факторов.
Именно поэтому необходимо, чтобы система квалификационной аттестации аудиторских кадров соответствовала вызовам современной экономики, а Единый квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора давал доступ в аудиторскую профессию людям, обладающим высоким уровнем компетенций во всех областях, соответствующих международным стандартам образования аудиторов, а также требованиям российского законодательства в сфере аудиторской деятельности. Экзамен в его нынешнем виде существует с 2011 г. За это время он постоянно совершенствовался, и направляющую роль в изменениях методических подходов к экзамену, безусловно, сыграли рекомендации Совета по аудиторской деятельности, объединяющего компетентных представителей бизнеса — потребителей аудиторских услуг, аудиторской профессии и государственного регулирования.
В 2016 году Правительством РФ были приняты ключевые решения по совершенствованию квалификационного экзамена, приведению его в соответствие с международными стандартами образования в области аудита. На основании Поручения Правительства РФ АНО «ЕАК» приступила к разработке компетентностной модели нового экзамена, которая предполагает в большей мере практикоориентированный подход к оценке компетенций потенциальных аудиторов.
КТО УЧАСТВОВАЛ В РАЗРАБОТКЕ ЭКЗАМЕНА
Разрабатывая новую модель, мы не просто опирались на положительный международный опыт. К реформированию экзамена были привлечены представители профессионального аудиторского сообщества, преподаватели передовых российских вузов — всего более 50 специалистов. Все они внесли важный вклад в формирование нового экзамена — мы учли предложения каждого эксперта, входящего в рабочую группу, услышали голос всех, кто пожелал принять участие в обсуждении предлагаемых принципов формирования и структуры новой модели экзамена. Результатом такой совместной и высокопрофессиональной работы стало одобрение Советом по аудиторской деятельности предложенной АНО «ЕАК» новой модели квалификационного экзамена в феврале 2018 года.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СТРУКТУРЕ НОВОГО ЭКЗАМЕНА
В отличие от действующего экзамена новый будет состоять из 3 уровней: базового, основного и квалификационного. На базовом уровне у претендента будут проверяться его начальные компетенции — ориентированность в профессии, понимание теоретических основ, умение применять базовые знания в решении типовых задач. Данный этап экзамена будет проходить в виде компьютерного тестирования. Претенденту предстоит сдать 5 отдельных модулей: «Основы бухгалтерского учета», «Основы аудиторской деятельности», «Финансы и финансовый анализ», «Основы законодательства РФ», «Основы налогового законодательства РФ». Каждый модуль включает 40 вопросов. Время, отведенное претенденту на ответы, составляет 2 часа.Примечательно, что любой сдающий может сам выбрать дату для записи на этот этап экзамена. Сдавать можно как по одному, так и по несколько модулей в один день. Приятным новшеством станет и то, что претендентам теперь не придется ждать набора группы: этот этап экзамена может сдаваться индивидуально. Важнейшим новшеством стало то, что выпускники вузов, получившие профильное образование или прошедшие специальные программы обучения, аккредитованные АНО «ЕАК», смогут рассчитывать на зачет модулей базового уровня экзамена. Основной уровень призван проверить профессиональные компетенции претендента. На этом этапе сдающий демонстрирует углубленное понимание процессов и задач, с которыми сталкивается аудитор в своей работе. Кроме того, для успешного прохождения данного уровня претенденту придется продемонстрировать свои аналитические способности: сравнивать принципиально важные показатели, подбирать наиболее оптимальный сценарий решения той или иной ситуации в каждой области знаний.
Основной уровень сдается в виде письменной работы, с применением компьютера. Испытание включает в себя 6 модулей. Экзаменационная сессия для сдачи основного уровня будет проводиться 2 раза в год в течение 3 дней, претенденту предлагается сдавать по 2 модуля в день. Время на решение заданий одного модуля не превышает 3 часов. Квалификационный уровень — венец всего экзамена, его завершение позволяет получить аттестат аудитора. Он призван комплексно проверить знания и навыки сдающего по всем областям, предложенным в рамках экзамена, а также способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации. Проводится в виде ситуационной задачи, которую претенденту предстоит решить за 4 часа. При этом экзаменационная сессия также будет проводиться 2 раза в год со смещением относительно сессии основного уровня. Планируется, что после успешной сдачи каждого модуля претендент сможет получить соответствующий подтверждающий документ АНО «ЕАК», что позволит привлечь к сдаче экзамена представителей смежных с аудитом профессий — бухгалтеров, внутренних аудиторов и др. Документ станет свидетельством того, что претендент профессионально освоил соответствующую область аттестации, располагает необходимыми компетенциями, и как следствие позволит рассчитывать на преференции со стороны работодателя. Важно понимать, что точный срок начала проведения нового экзамена будет установлен регулятором. В соответствии с планом мероприятий по внедрению нового экзамена предполагается, что это будет в 2020 г. Мы понимаем, что любое масштабное нововведение невозможно без переходного периода. Именно поэтому претенденты, которые начали сдавать экзамен по действующей модели, будут иметь в запасе 2 года после введения новой модели, чтобы завершить его в соответствии с действующим порядком. Что же касается единого аттестата, полученного аудиторами с 2011 года, он останется действующим в рамках законодательства об аудиторской деятельности — в новой модели не предусмотрено дополнительных процедур подтверждения результатов испытания 2011–2020 годов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ В РАМКАХ НОВОГО ЭКЗАМЕНА
Конечно, взаимодействие с учебно-методическими центрами, которые сегодня помогают готовить претендентов, претерпит ряд значимых изменений. Так, мы рассматриваем возможность рекомендации методических материалов, учебных пособий, разрабатываемых УМЦ для подготовки к сдаче экзамена. Впрочем, Комиссия планирует выпускать собственные методические материалы для претендентов. Мы предполагаем, что внедрение новой модели экзамена повлечет повышение качества аудиторской подготовки и процедуры ее оценки в РФ, а также позволит приблизить российский экзамен к международным стандартам.