Вернуться назад
Аникушин/Чехов

"Какой умница, какой духовный был человек! Вот он для меня пример настоящего русского интеллигента" М. К. Аникушин о А. П. Чехове.
У меня есть два музея, в которые я люблю заходить, поскольку там сохранился дух и присутствие их бывших хозяев. Один из них - мастерская Аникушина в Вяземском переулке. Сейчас здесь открылась очень занятная выставка "Аникушин/Чехов". Немного для меня, ленинградки, странно, поскольку я считала, что для Аникушина кумир - Пушкин. Оказалось, я заблуждалась. Более чем тридцатилетняя работа мастера над одним единственным памятником писателю в Москве говорит о многом. За это время он сделал мемориалы и для нашего города - на площади Победы, памятник Ленину на Московской площади. Аникушин успел создать Чехова - земского доктора для Сахалина, уже больного писателя для подмосковного Чехова. Но Чехов для Москвы никак не удавался. Этому мешало многое. Даже место расположения памятника успело поменяться с переменой названия страны, в которой мы сейчас живём. Первоначально предполагалось установить его на Страстном бульваре. Памятник так долго создавался, что за это время подготовленный постамент успел лопнуть. Сейчас это место занято памятником Высоцкому. А Аникушин творил. Он хотел создать Московского денди, каким был Антон Павлович, показать лёгкость его бытия, но при этом взгляд, направленный в будущее, уже был печальным. Поиск "настоящего Чехова" даже привел к тому, что он изучал пропорции писателя, чтобы сделать соответствующий костюм. Как оказалось, при довольно высоком росте Чехов был очень худым человеком. Сейчас такое соотношение имеют, пожалуй, только девушки из модельного бизнесам Все этапы создания памятника представлены в гостиной мастерской Аникушина. В основном документы предоставлены Ниной Михайловной Аникушиной, дочкой скульптора. Они хранятся в архиве, который был вывезен из этого здания после смерти Михаила Константиновича. И вот в этой гостиной за счет сохранившихся диванов, другой мебели, как раз и присутствует дух хозяина дома, равно как и в других двух - его кабинете и самой мастерской, где огромный поворотный станок до сих пор помнит этого знаменитого человека. Если гостиная - место для документов, копии которых разложены на столе и их можно взять в руки и почитать, то в кабинете представлены все муки творчества, в том числе окончательный гипсовый в полный рост памятник для Москвы, с которого и делалась отливка. И чем то он чуть отличается от других работ автора - незримо в нем присутствует рука жены скульптора, Марии Тимофеевны Литовченко, которая заканчивала работу, поскольку к этому времени Аникушин ушёл из жизни. В чем? В ногах. Этот элемент очень часто переделывался мастером, он всегда был недоволен тем, как стоят его герои. Они то были перекрещены, то раздвинуты в какой то только автору понятной позе. А в этой скульптуре они просто ноги. И мне стало очень интересно, одобрил бы скульптор это вмешательство в свои замыслы? Бродя по третьему залу, вы увидите Чехова на Сахалине - в длинном пальто, он, хмурый, идёт к своим пациентам. Там ещё много разных Чеховых - очень интересно рассматривать подходы к окончательном варианту. Мне очень понравилась эта выставка. Она полностью соответствует своему названию: выставка - погружение. Это погружение в творческий мир замыслов, находок и потерь великого мастера, каким бы Михаил Константинович Аникушин. #чехов #аникушин #мастерскаяаникушина #музейгородскойскульптуры #выставкапогружение

Показать весь текст


Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.