Вернуться назад
Писатель Александр Ермак обратился в Госдуму с открытым письмом о том, как защитить русский язык
    Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Как объяснил Александр Ермак, новая редакция Закона «О государственном языке Российской Федерации» не решает проблему ползучей иностранизации русского языка. По его словам, корни этого явления уходят в далекое прошлое – царское и советское, но особый размах вторжение иностранных языков приобрело в 90-е годы 20-го века. Если в СССР официально на них писалось только в определенных документах, цитатах художественной литературы, то теперь «по-западному» повсеместно стали обозначать название продуктов, магазинов, фирм. Практически каждый предприниматель, почувствовав полную свободу и бесконтрольность со стороны государства, стремился подчеркнуть свою «иностранность». Парикмахерская превратилась в Barbershop, химчистка – в Himchistka. Многие российский бренды добились того, чего хотели, и стали восприниматься россиянами как иностранные: «итальянская» Bosco di Ciliegi (главный акционер московского ГУМа, одевает в том числе олимпийскую сборную России), Ahmad и Greenfield («английские» чаи), Erich Krause («немецкие» канцтовары), FINN FLARE («финская» одежда), Grand di Pasta («итальянские» макароны) и т.д. Даже отечественный, как бы «патриотический» УАЗик, стал гордо именоваться «Patriot».
Господин Ермак пишет: «Наверное, было бы не так страшно, если бы все ограничилось сферой торговли. Но «иностранщина» стала захватывать все сферы жизни россиян. Застрельщиком выступила газета «Коммерсант», ориентированная на «новых русских», которые, в свою очередь, во многом были ориентированы на Запад. В ее текстах стали одновременно использоваться слова и на русском, и на английском языке («спрос на all inclusive растет на внутренних направлениях» и т.д.). Эту тенденцию подхватили и ориентированные уже на обычных граждан СМИ («По сообщению New York Post, круглосуточный магазин Apple на Пятой авеню в Нью-Йорке, который считается самым известным фирменным магазином компании, захватили постельные клопы» и т.д., и т.п.).
Быстро сориентировались в тенденции российские музыканты, которые стали комбинировать свои имена (Глюк’oZa, МакSим, Валя Karna.val и т.д.), или просто именовать себя «по-иноземному» (DJ SMASH, Slava Marlow, Little Big и т.д.). Письменно величает себя не по-русски и главный современный исполнитель патриотических песен – SHAMAN.
Не остался в стороне и спорт. На внутренних отечественных спортивных состязаниях имена игроков стали писать латиницей: Ivanov, Petrov, Sidorov. Даже названия новых клубов получили модные иностранные названия (Broke Boys, 2DROTS, Starmix и т.д.), и матчи с их участием (например, Амкал - Broke Boys) для непосвященных получились ни дать ни взять «международными». В трансляциях тех же футбольных матчей при разборе неясных ситуаций появляется заставка VAR. Как будто в Москве, в Саратове, в Иркутске соревнования смотрят в большей степени иностранцы, а отечественные болельщики обязаны знать их язык.
И наука не протестует против «латинофикации»: ее представители, поддавшись общему антипатриотичному порыву, разработали правила написания иностранных названий. Нормой стало представление одного слова на двух языках (PR-менеджер, IT-специалист, SEO-специалист и т.д.), в одних случаях не ставить английские слова в кавычки («История создания немецкой группы Rammstein…», а в других ставить («новая серия микроволновых печей фирмы Samsung «Aqua»») и т.д.
Это все, конечно, вызывает раздражение и недовольство обычных («старых русских») россиян, которых «неожиданно» в собственной стране оказалось большинство. Люди просто не понимают, почему у себя на родине должны читать слова на иностранном языке. Разве где-нибудь в США или Германии кто-то пишет какие-то слова для общественности на русском: «Come to Москва», «cup of водка», «Russian спутник»? Чего же мы-то так унижаемся? Кто и зачем нас так унижает?»
Александр Ермак констатирует: «В конце концов государство вынуждено было прислушаться к мнению народа. Законодатели поняли, что для решения назревшей проблемы недостаточно статьи Конституции РФ, устанавливающей, что государственным языком Российской Федерации на территории всей страны является русский язык, что не сильно помогает и Закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года. В связи с этим 28 февраля 2023 года был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», который предусматривает ограничение использования иностранных слов и нецензурной брани, а также расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка РФ является обязательным: это образование, государственные и муниципальные информационные системы, информация для потребителей товаров и услуг.
Окончательные поправки нового Закона войдут в силу в 2025 году после подготовки и утверждения нормативных словарей. Однако уже сегодня ясно, что проблема с «иностранизацией» языка не будет решена. Тому несколько причин: это и отсутствие в законе расшифровки пункта «информация, предназначенная для потребителей товаров (работ, услуг)», и упование на нормы и правила современного русского литературного языка, «зафиксированные в нормативных словарях, справочниках и грамматиках», и то, что по-прежнему на английском будут писаться названия брендов, зарегистрировавших фирменные наименования и прошедших государственную регистрацию. То есть где-то (весьма расплывчато) употреблять иностранный язык нельзя, а где-то (вполне конкретно) можно, а в целом, скорее всего, все останется, как прежде. Ведь и словари, которые устаревают на момент своего создания, подготовить еще нужно, и пользоваться ими всех обязать не так просто.»
Писатель предлагает: «Прежде всего, необходимо правильно обозначить языковую проблему. Любые (не только иностранные) слова вызывают раздражение людей в двух случаях:
- когда граждане слышат и не могут понять услышанное,
- когда граждане не могут прочитать и понять прочитанное.
Таким образом, в данном случае мы имеем две проблемы:
- засилье в устной и письменной речи заимствованных иностранных слов, непонятных многим россиянам,
- засилье непонятных большинству россиянам слов, написанных на чужих языках (на латинице в большинстве случаев).
С первой проблемой можно частично справиться с помощью разработки словарей, обучения в образовательных учреждениях и контролем надзорных органов (как это и предусмотрено Законом о государственном языке). Полностью же избавиться от заимствованных слов не удастся: язык – явление живое – он саморазвивается, в том числе как за счет включения новых лексических единиц, так и исключения «непригодившихся». Так сами собой давно вышли из употребления многие немецкие и французские слова. Также сегодня никто уже не пользуется «олбанским» («падонским») языком, популярным всего лишь пару десятков лет назад (помните «превед», «аффтар выпий йаду», «пеши есчо» и т.д.). Вполне вероятно, что со временем уйдут в небытие и многие из новейших, раздражающих сегодня слов типа «фолловер», «скил», «кринж», но останутся чужестранные «калоши», «майонез», «менеджмент» и т.д. Жизнь языка – это сложный естественный процесс, который полностью нельзя регламентировать законом. К тому же, важно понимать, что даже непонятные заимствованные слова мы все равно произносим именно по-русски, не следуя оригинальной фонетике, делая естественные для нас движения языком и губами. Несмотря на непонятые многим россиянам заимствования, устный русский язык все равно остается русским.
Вторая проблема выглядит гораздо проще, поскольку она-то как раз носит искусственный характер… Очевидно, что латинизация в нашей стране не только не решает проблему нормальной коммуникации, но и мешает ей. Агрессивное же наступление англописьменности и в России, и в некоторых других странах вызывает вопрос: стихийный ли это процесс? Еще в 1989 году первой на латиницу перешла Молдова. Далее на латинский алфавит стали переходить Узбекистан. Туркмении, Азербайджан, Казахстан, заговорили о латинице на Украине. В связи с этим многим представляется, что латинизация в нашей стране - процесс в большей степени политический. Соответственно, и противостоять ей вполне можно именно политически. В отличие от заимствования языковое написание легко регламентировать законодательно.
Есть несколько вариантов вхождения иностранных слов в русскоязычную письменность. Первый – это смешанное латинско-кириллическое написание, имеющее место быть сегодня: требует переключения с одного языка на другой и порождает многозначность при вариативном прочтении (например, в зависимости от знания норм и уровня знания иностранного языка «ВВС сообщает...» можно прочитать и как «Вэ-Вэ-Эс сообщает», и как «Би-Би-Си сообщает»). Второй – транскрипция, сохраняющая в определенной степени исходную звуковую форму иностранной лексической единицы (например, Dove – «Дав», Jeep – «Джип», Nike – «Найк» и т.д.). Третий – транслитерация, представляющая собой точную, графическую передачу знаков иностранного названия русскими буквами (например, Pampers – «Памперс», Persil – «Персил», Xerox – «Ксерокс» и т.д.). Четвертый способ – смешанный, когда одновременно используются и транслитерация, и транскрипция. Пятый – прямой перевод, при котором может быть выбрано неверное значение слова, а также может потеряться связь с оригинальным названием чего-либо (например, едва ли кто-нибудь будет ассоциировать батончик «Награда» или «Щедрость» с Bounty)».
Наиболее подходящим, по мнению Александра Ермака, является транскрибирование: «Оно наиболее естественно и, кроме того, проверено временем. Так, например, в совсем недавнее советское время «Фанта», «Кока-кола», «Нью-Йорк Таймс» писались кириллицей, и никого это не раздражало, и все понимали, о чем идет речь. В каких-то случаях для точности (например, в научной или деловой сферах) при первом упоминании слова в скобках можно добавить оригинал на любом технически возможном языке (например, «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times)), а далее писать уже только кириллицей. Также для удобства иностранцев в местах их концентрации вполне допустимо дублирование латиницы, как это делается и сегодня, путем добавления к российским словам для указания станций метро, остановок, улиц и т.д. (например, улица Горького (Gorkogo Street, 戈科戈街).»
Писатель не сомневается, что «проблема засилья иностранных слов вполне решаема, если грамотно взяться за нее: прежде всего, дополнить Закон о государственном языке пунктами, регламентирующими использование латиницы».
Александр Ермак категоричен: «Сегодня в условиях противостояния с Западом, навязывающим свои ценности, в том числе, и через языковую культуру, проблема латинизации в нашей стране чрезвычайно актуальна. Россияне нуждаются в самоуважении, они не желают чувствовать себя людьми второго сорта. Это в колониях положено писать на языке хозяина. Россия же самостоятельная великая держава. Как человек, всю жизнь работающий со словом, как гражданин России, считаю: россияне имеют право, могут и должны общаться на родном языке!».

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.