Вернуться назад
Пресс-показ выставки «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин»
  • Кто: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Фонд развития современного искусства
  • Где: Москва, галерея «РОСИЗО», ВДНХ, павильон № 66
  • Когда: 02.03.17 (18:00—19:00)
Премьера, Пресс-показ756 просмотров
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» объединяет художников одного поколения, каждый из которых по-своему отразил специфику своего времени. Дмитрий Жилинский смотрел на современность глазами мастера эпохи Возрождения; Игорь Обросов был ярким представителем «сурового стиля»;
Оскар Рабин стал лидером нонконформизма — в 1974 году он инициировал первый несанкционированный (а потому разогнанный властями) показ работ неофициальных советских художников, который вошел в историю искусства под названием «Бульдозерная выставка».

Отказавшись от устоявшегося противопоставления официального и неофициального, и, как следствие — от истории искусства как истории отдельных группировок, направлений и «тусовок», куратор проекта Петр Баранов предлагает зрителю взглянуть на современную художественную эпоху как на единство противоположностей, сложившееся из творчества хотя и очень разных, но отнюдь не антагонистичных мастеров. Это три взгляда на одну эпоху, три авторских мифа, каждый из которых имеет последователей среди современных российских художников (их работы будут представлены на нескольких экранах в качестве мультимедийного дополнения к проекту).

Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» — первая в ряду торжественных событий, приуроченных к 90-летию Дмитрия Жилинского, который своим творчеством доказал, что между классической традицией и современным искусством нет непреодолимых противоречий. Проект, объединяющий более 80 работ из собраний художников и их семей и произведения из коллекций Валерия Дудакова, Тамаза и Иветы Манашеровых, Игоря Маркина и Лики Семеновой, призван также стать свидетельством высокого уровня коллекционирования в нашей стране.

«Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» — третья выставка цикла «Всегда современное», который объединяет работы художников разных поколений, демонстрируя не столько разницу между ними, сколько преемственность художественных эпох начиная с авангарда и заканчивая современным искусством. В апреле 2016 года в павильоне № 66 на ВДНХ открылась первая выставка цикла «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.», на которой были показаны знаковые работы советских и российских художников с начала XX века до сегодняшнего дня — от Ивана Клюна и Александра Дейнеки до Эрика Булатова и Игоря Макаревича. Осенью 2016 года был показан междисциплинарный проект куратора Дмитрия Ликина «Время кино», в котором работы современных художников вступали в своеобразный диалог с кинолентами из золотого фонда российского кинематографа — от лент Якова Протазанова, Николая Экка и Григория Александрова до фильмов Алексея Балабанова.


Оскар Рабин, художник:
«В Советском Союзе разделение на официальное и неофициальное было искусственно спровоцировано государством. Причем разделение это касалось не только искусства и культуры в целом, но и всех аспектов тогдашней жизни. Живя в СССР, я относился к лагерю непризнанных художников, художников “неофициальных”, но только милиция считала меня тунеядцем. Сейчас этого искусственного разделения на официальное и неофициальное нет, художник сегодня может быть просто художником. Поэтому я могу только приветствовать выставку, на которой мои работы будут соседствовать с произведениями прекрасных авторов, моих коллег Дмитрия Жилинского и Игоря Обросова».

Ивета Манашерова, коллекционер
«Работы Оскара Рабина в нашей коллекции появились после нашего знакомства с художником в начале нулевых. Как лидер “Лианозовской школы” и теоретик искусства он стал для нас важнейшей фигурой среди шестидесятников и художников следующих поколений, на которых он, несомненно, повлиял. Помимо этого он очаровал нас как человек. Насколько странным или не странным кажется мне соединение работ Рабина с работами Обросова и Жилинского? Последние исследования и выставки, например, недавно открывшаяся в Третьяковской галерее “Оттепель”, говорят о том, что не стоит жестко делить послевоенное российское искусство на два лагеря. Гелий Коржев дружил с Дмитрием Краснопевцевым, Владимир Вейсберг был членом Союза художников СССР, не имея при этом профессионального образования, и так далее. И Жилинский, и Обросов, и Рабин — часть своего времени. Да, основным направлением той эпохи был реализм, но и то, что изображал Рабин, тоже было реализмом, реализмом другой стороны жизни».

Петр Баранов, куратор:
«Сегодня как никогда актуально знать свою историю: историю своей страны, своей семьи и своего искусства. Работая над выставкой "Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин", я хотел на примере трех титанов русского искусства рассказать не только об эволюции отечественной живописи, но и о нескольких эпохах в истории нашей страны. Каждый из художников прожил длинную, сложную, но чрезвычайно плодотворную творческую жизнь, тесно переплетенную с историей нашей страны, прошедшей через репрессии, Отечественную войну, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпохи. Все это нашло отражение в искусстве Жилинского, Обросова и Рабина, которые не только стали важными фигурами в искусстве второй половины XX и начала XXI века, но и активно повлияли на художников, которые работают здесь и сейчас».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927, поселок Волковка ныне Краснодарского края — 2015, Москва) — живописец, график и педагог. Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, затем в Суриковском институте, где его педагогами были Семен Чуйков, Павел Корин, Николай Чернышев, Алексей Грицай, Василий Яковлев. Жилинский принадлежал к поколению художников «сурового стиля», в то же время не вписываясь ни в одно из современных ему течений: в своих картинах, часто написанных темперой по левкасу, он переосмыслял традиции древнерусской иконописи, Ренессанса и Северного Возрождения. Среди наиболее значительных его работ — «У моря. Семья» (1964, Государственная Третьяковская галерея), «Гимнасты СССР» (1964–1965), демонстрировавшиеся в 1966 году в павильоне СССР на 33-й Венецианской биеннале, «Под старой яблоней (1969, обе — Государственный Русский музей), триптих «1937 год» (1987, Государственная Третьяковская галерея), посвященный «без вины погибшим во время репрессий и беззакония» (дед и отец художника были расстреляны), многочисленные портреты. В последние годы жизни Жилинский работал над циклом картин на библейские сюжеты. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий РСФСР и Российской Федерации. Среди его учеников — Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко и др. 

Игорь Павлович Обросов (1930, Москва — 2010, Москва) — живописец, график и педагог. В 1954 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Уже в 1960-е выработал собственный узнаваемый стиль: аскетичный колорит с преобладанием «землистых» тонов, впоследствии сведенный к практически монохромной контрастной черно-белой гамме, нарочитая плоскостность и силуэтность изображений, напоминающая плакатную графику, лица персонажей, уподобленные трагическим маскам. На протяжении всей жизни работал над большими тематическими циклами, посвященными русской деревне (графическая серия «Деревня, в которой я живу», 1974, живописный цикл «Прощание с деревней», 1990-е), трагедии Великой Отечественной войны («Встречая и провожая эшелоны», 1980, Государственная Третьяковская галерея), сталинским репрессиям (триптих «Посвящение отцу», 1986–1988. Отец художника, врач-хирург, директор Института им. Н.В. Склифосовского, был репрессирован и расстрелян в 1938 году). Создал серию портретов современников — деятелей искусства (портрет Василия Шукшина, 1983, портрет Беллы Ахмадулиной, 1982–1987, оба — Государственная Третьяковская галерея). Народный художник РСФСР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации.

Оскар Яковлевич Рабин (р. 1928, Москва) — художник, график, один из ярких деятелей советского неофициального искусства. В начале 1940-х занимался в художественной студии Евгения Кропивницкого при Доме пионеров Ленинградского района. В 1946–1948 году учился в Рижской академии художеств, откуда перевелся в Суриковский институт на курс Сергея Герасимова (исключен в 1949 году за «формализм»). С 1958 года в своем бараке в окраинном районе Москвы Лианозово устраивает воскресные показы работ и поэтические чтения, что позже даст повод называть Рабина главой «Лианозовской школы», в которую вошли художники Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий, поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов. Осенью 1974 стал одним из организаторов знаменитого и разгонного властями «первого осеннего просмотра картин на открытом воздухе» на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, который вошел в историю российского современного искусства под названием «Бульдозерной выставки». В 1977 году под давлением властей покинул СССР. С 1978 года художник, которого в том же году лишили советского гражданства (возвращено в 1990 году), живет во Франции. Среди наиболее значительных его работ — «Паспорт» (1964, частное собрание) и «Натюрморт с рыбой и газетой "Правда"» (1968, Музей искусств Джейн Вурхис Зиммерли Университета Ратгерс, Нью-Джерси). Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация-2005» за творческий вклад в развитие современного искусства. Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству». Произведения Оскара Рабина входят в многочисленные частные и музейные коллекции, в том числе в собрание Центра Помпиду и Музея Майоля в Париже. Также художник входит в десятку самых дорогих ныне живущих российских художников.

Петр Баранов (р. 1990, Москва) — историк искусства, куратор, член Союза художников России, Союза московских художников и Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов». Среди избранных кураторских проектов: «Москва и москвичи в искусстве XX–XXI вв.» (Музей Москвы, 26 апреля — 22 мая 2016); «М.И. Курилко» (Союз художников России, Москва, 16 марта — 1 апреля 2016); NordArt 2014 (выставочное пространство «Карлсхютте», павильон России, Бюдельсдорф, июнь — октябрь 2014) «Искусство — Природа — Спорт» (Российская академия художеств — галерея искусств Зураба Церетели, Москва, 2014), «Современное искусство. Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои» (Российская академия художеств, Москва, 2014), «Кабинетная скульптура» (Центральный дом художника, Москва, 2013), «Олег Савостюк и Леонид Баранов» (Российская академия искусств, Москва, 2013).

ГМВЦ «РОСИЗО»
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» основан в 1959 году. Сегодня «РОСИЗО» — это многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями. Фонд «РОСИЗО» насчитывает около 50 000 единиц хранения.

Фонд развития современного искусства
Фонд развития современного искусства (ФРСИ) — некоммерческая организация, специализирующаяся на актуальных исследованиях и проектах в области современной культуры, главными задачами которой являются изучение и популяризация современного искусства, поддержка культурного многообразия и инициатив.
Фонд основан в октябре 2015 года и включает в свой состав видных деятелей искусства, которые входят в попечительский состав и президиум, возглавляемый бывшим заместителем министра культуры Иваном Демидовым. Среди членов фонда Евгений Миронов, Ольга Свиблова, Светлана Захарова, Сергей Минаев, Тимур Бекмамбетов, Джаник Файзиев, Борис Любимов, Василий Церетели, Ирина Великанова и другие деятели искусства.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.